Внутри статей 1 -->
Веб-сайт как инструмент взаимодействия государства с населением и бизнес-структурами.
Услуги государства.
Любое современное государство предоставляет населению и предприятиям множество услуг. Документы, справки, пособия, социальные программы, страховки, лицензии – все это услуги государства. Но вспомните, сколько Вы стояли в очереди, чтобы получить какую-либо справку, или даже просто, чтобы узнать подробнее о какой-либо правительственной программе. А ведь этой траты времени, причем как госслужащих, так и отдельных граждан, можно избежать. Необходимо лишь внедрить грамотно разработанный сайт и 365 дней в году, 7 дней в неделю и 24 часа в сутки сайт будет доступен посетителям, практически из любой страны. Сайт может стать единым пунктом обращения, который будет предоставлять информацию от множества министерств, комитетов и др. государственных органов.
Функции сайта.
Получение информации
Сайт должен содержать самую актуальную информацию: нормативные документы, различные формы и бланки, правила их заполнения, режимы работы госучреждений и отделов. Новости сайта, как местной направленности, так и общегосударственной, будут очень полезны для посетителей сайта.
Обратная связь
Сайт должен обеспечивать контакт с конкретными чиновниками и служащими для получения информации недоступной на сайте. Сайт должен обеспечивать отправку сообщений форм отчетности в различные отделы, а также содержать форумы, конференции и т.п. интерактивные сервисы.
Сбор информации
Сайт может собирать различную аналитическую информацию. Голосования и опросы могут помочь оценить отношение населения к той или иной программе. Сайт может собирать конкурсные заявки организаций на участие в тендерах.
Обмен данными
Сайт должен обеспечивать обмен данными как с пользователями. Так и с другими сайтами. Сайт должен обеспечить транзакции и уменьшить или исключить ручной труд по вводу документов.
Поиск информации
На сайте должен быть организован полнотекстовый поиск. Поиск должен осуществляться с учетом различных критериев (нормативная база, дата публикации документа, новости, статьи и т.п.).
Языковые версии
Сайт государственного учреждения просто обязан иметь несколько языковых версий. Вся информация должна быть доступна как на русском, так и на государственном языке, с возможностью переключения между ними.
Структура сайта.
Структура сайта и размещаемую на нем информацию необходимо подробно описать в техническом задании, в зависимости от специфики органа управления. Техническое задание должно оговаривать какие-либо единые стандарты при разработке сайта. Вся информация, размещаемая на сайте должна быть подвержена проверке на соблюдение законов РК и нормативным документам. Минимум сайт должен содержать следующие разделы и модули:
- структурированную базу нормативных документов учреждения;
- документы вышестоящих и связанных учреждений, либо ссылки на сайт;
- местные и общегосударственные новости;
- функциональный поиск по сайту;
- бланки справок, форм и др. документов;
- правила заполнения документов;
- ответы на часто задаваемые вопросы;
- режимы работы учреждения и отдельных служб;
- подробная контактная информация;
- форум, конференция и т.п. для обсуждения проблем;
- форма отправки сообщений в определенные отделы.
Язык общения сайтов.
Сегодня многие государственные органы запускают свои проекты в сети Интернет, но ввиду того, что используются различные технологии и платформы в дальнейшем связать такой сайт с сайтами других учреждений будет проблематично, если не невозможно. Поэтому, еще на стадии разработки необходимо использовать открытые и универсальные стандарты, как например XML, или заложить хотя бы возможность обмена данными в открытых форматах.
Только в этом случае социальные, образовательные, медицинские, банковские и другие сайты смогут находить общий язык и производить обмен данными между собой. Ради интереса мы провели опрос первых двадцати Казахстанских компаний, занимающихся разработкой сайтов, которые находятся при поиске фразы «Создание сайтов» в поисковой системе Yandex.ru с критерием «В регионе: Казахстан». Среди двух десятков разработчиков, только немногие используют систему управления контентом (CMS) на основе открытых стандартов XML и готовы реализовать обмен данными между несколькими сайтами.
Требования к разработчику.
Сегодня в Казахстане уже достаточно разработчиков сайтов (www.hoster.kz,
www.axon.kz, www.m-design.kz, www.itsc.kz, www.kazart.kz, www.sky-net.kz, www.mindlab.kz, www.glatis.kz, www.paradigma.kz, www.webcreative.kz). Но при выборе исполнителя заказа стоит все же придерживаться основных требований.
Стандарты
При разработке сайта нужно использовать открытые официальные стандарты, как XML, HTML и т.п. Это позволит в дальнейшем интегрировать сайт с другими информационными системами и сайтами других ведомств и госучреждений.
Функциональность
Сайт должен быть достаточно функциональным и не вызывать изменения структуры управления при расширении функциональности сайта. Разработчик должен использовать собственные разработки и быть готов доработать сайт для достижения нужного уровня функциональности.
Безопасность
Разработчик должен обеспечить сайт соответствующей системой безопасности. Управление сайтом должно осуществляться через систему авторизации доступа. Каждому служащему, работающему с сайтом, должен обеспечиваться доступ только к тем функциям, которые ему разрешены.
Редактирование
Следует уделить достаточно внимания системе управления сайтом (CMS – Content Management System). Редактирование информации сайта не должно вызывать у служащего сложностей, исполнитель должен обучить служащего работе с сайтом.
Профессионализм
Разработкой сайта должна заниматься специализированная ИТ-компания, имеющая опыт в реализации подобных проектов, список завершенных работ (портфолио) и необходимых специалистов (веб-дизайнер, верстальщик, программист).
Развертывание сайта.
Многие проблемы развертывания и запуска сайта часто оказываются сильно преувеличенными. Сегодня государственные учреждения достаточно хорошо подготовлены к запуску сайта. Процесс внедрения сайта в рабочий процесс облегчается ещё и тем, что в госучреждении на должном уровне регулируются обязанности и достаточно упорядоченное делопроизводство. В результате, оказывается, несложно наладить процесс снабжения ответственного за обновление сайта редактора документами, новостями и другой информацией.
Техническое и программное обеспечение.
Для того чтобы сайт был непрерывно доступен посетителям, его необходимо разместить на веб-сервере, подключенном широкополосным каналом к сети Интернет. Состав необходимого аппаратного и программного обеспечения веб-сервера зависит от сложности предоставляемых сайтом сервисов, количества предполагаемых посетителей и других параметров. Аппаратное обеспечение сайта – это в основном веб-сервер и оборудование для него, которое не сложно приобрести в сертифицированной ИТ-компании. Даже в Казнете можно легко найти эти компании: www.imanali.kz, www.alsi.kz,
www.axon.kz, www.alser.kz. Программное обеспечение – главным образом система управления контентом (CMS – Content Management System). Система управления сайтом позволяет редактировать информационное наполнение сайта служащими, не имеющими углубленных познаний в области информационных технологий, которым достаточно опыта работы в офисных приложениях, таких как Microsoft Word и Excel.
Для небольших сайтов местных органов самоуправления, которые, как правило, не имеют больших объемов часто обновляемой информации, проще и экономичнее разместить сайт у хостинг-компании.
В этом случае нет необходимости приобретать веб-сервер, а техническую поддержку сайта может профессионально осуществлять разработчик сайта. После этого госучреждению остается только информационное наполнение сайта своими силами.
Поддержка сайта.
Сайт необходимо поддерживать, как технически (следить за доступностью сайта, устранять сбои, вносить изменения в код, поддерживать безопасность сайта и т.п.), так и информационно (публиковать новости, документы, статьи, отвечать на вопросы, переадресовывать их и.т.п.). Для государственного учреждения существует несколько вариантов поддержки сайта:
1). Осуществлять поддержку силами служащих учреждения.
Чтобы осуществлять и техническую и информационную поддержку сайта своими силами, необходимо держать в штате нескольких специалистов (администратора, редактора контента и др.), а также нести затраты на ремонт и модернизацию оборудования, продление лицензий программного обеспечения, поддержание безопасности и т.п.
2).Техническую поддержку отдать ИТ-компании, а информационную осуществлять своими силами.
Заключив со сторонней компанией договор на поддержку сайта, можно отдать ей только техническую поддержку сайта, а информационную осуществлять силами своих специалистов.
3). Информационную и техническую поддержку отдать ИТ-компании.
В этом случае все работы будет выполнять сторонняя компания. Госучреждению остается лишь пересылать информацию для обновления (новости, статьи, документы и т.п.) компании исполнителю.
Комплексность решения.
В идеале любой гражданин страны или предприятие желает получать как можно больше информации из одного источника, то есть в нашем случае на одном сайте. Но на сегодняшний день каждое ведомство разрабатывает свой сайт на отличном от других программном обеспечении и даже платформе. В результате, чтобы достичь полной интеграции данных, придется дорабатывать или возможно разрабатывать «с нуля» те или иные сайты. Если бы подход был изначально комплексным к созданию сайтов государственных органов, то разработав определенные нормативы ранее, сегодня можно было бы без больших затрат времени и финансов создать единое информационное пространство для взаимодействия государства с физическими и юридическими лицами, тем самым ускорить темпы развития общества и страны в целом.
Заключение.
Сегодня, наверное, уже многие интернет-пользователи Казахстана изучили сайт «электронного правительства» (www.e.gov.kz). Кроме того, думаю, многие люди еще летом прошлого года охотно задали свои вопросы и получили ответы на интернет-конференции с президентом РК. Этот небольшой шаг тогда стал очень показательным в реализации правительственной программы по формированию «электронного правительства» в Республике Казахстан, рассчитанной на 2005-2007 годы. Прошедшая Интернет-конференция – это лишь один из многих инструментов, которые может предоставить веб-сайт для улучшения и ускорения «общения» государства с населением. Пока о едином информационном сайте, обобщающем большинство государственных органов говорить довольно рано, но пополняющийся список сайтов государственных органов, который можно найти здесь: https://www.e.gov.kz/state/executive_power/central_bodies/article/1417?lang=ru, все же радует, как и завершение программы создания «электронных акиматов» в регионах Казахстана. В целом направление движения правительства можно считать правильным и остается только пожелать нашему государству стабильного курса, населению повышения компьютерной грамотности, а Казнет-у динамичного и качественного развития!
Дата публикации: 16.07.2007. Автор: Евгений Кожемяк Сайт: https://axon.kz |