Внутри статей 1 -->
Сегодня повсеместно можно видеть и слышать успешные проекты реализации
государственных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности
населения и активных интернет-пользователей. Конечно же, принимаемые
государством меры делают свою работу и это заметно даже простому обывателю.
Тарифы на доступ к сети Интернет снижаются, популярная услуга Megaline активно
продвигается на рынок, многие госучреждения запустили свои сайты,
предоставляются e-услуги. Но не все происходит так гладко, как было
запланировано. В 2007 году заработал сайт «Электронного правительства»
www.e.gov.kz, из бюджета начали выделяться средства на разработку сайтов
госучреждений, но ни структура ни функционал не были детально оговорены.
«Перечень электронных информационных ресурсов о государственных органах,
размещаемых на веб-сайтах государственных органов», оговаривающий параметры и
критерии структуры и контента, необходимого к размещению на сайте был утвержден
только в октябре прошлого года. Но к этому времени, например большинство
акиматов, уже разработали и запустили свои сайты - кто потратился больше,
получил невостребованные и ненужные функции, кто сэкономил, позже доплатил за
доработку сайта и приведение его к требованиям нового перечня.
Теперь все
понимают, что этот момент нужно было изначально проработать и предусмотреть до
выделения средств на разработку сайтов. Ну хорошо, давайте не будем вспоминать
прошлое, а посмотрим в будущее? В планах реализации программы «Электронное
правительство» внедрение электронного документооборота во всех госструктурах,
введение цифровых подписей документов. А, если при разработке сайта, не было
оговорено, что он должен поддерживать какие либо стандарты (например, XML), то
уже в этом году на этом транзакционном этапе связать какие-либо глобальные базы
данных о населении с сайтами госучреждений без переработки кода уже существующих
сайтов будет очень и очень сложно. В некоторой ситуации это может оказаться
значительным недостатком, но существует еще более неприятный момент. Кто бывал
на сайтах, хотя бы нескольких госучреждений, тот поймет сразу, что речь идет о
дизайне и профессионализме сайтов. Среди множества порталов государственных
органов довольно редко можно встретить действительно стоящие проекты. Часто
сайты государственных органов работают на бесплатных CMS (Content Management
System - система управления сайта), использование которых обрекает такие сайты
на отсутствие интересных и оригинальных дизайнерских и функциональных решений.
Кроме того, в случае необходимости доработки сайта, например, для предоставления
какого-либо нового сервиса, заняться такого рода доработкой будет просто некому,
так как веб-разработчики не возьмутся за доработку бесплатной CMS, а
программисты-одиночки вряд ли сделают это оперативно и профессионально.
Информационное наполнение сайтов (контент) на сегодняшний день очень и очень
скудное. Многие сайты ничего кроме информации об учреждении и неполной
контактной информации не содержат, а на письма, отправляемые посредством так
называемых виртуальных приемных, либо не отвечают, либо отвечают далеко не
оперативно – эта особенность не способствует повышению интереса населения к
электронным аналогам госучреждений. А e-услуги, которые призваны сделать
получение услуг от государства более удобными? Электронные услуги уже
предоставляют некоторые сайты и порталы, но почему население должно платить за
удобство получения государственных услуг? Ведь чтобы их получить, нужно зайти на
сайт учреждения, а значит подключиться к интернету, а значит заплатить.
Ввиду всего вышесказанного, осмелюсь высказать несколько идей по улучшению
сервиса предоставляемых государством услуг и повышению интереса населения к
сайтам госучреждений.
Идея 1
Разработать стандарты, которых должны придерживаться разработчики сайтов
государственных учреждений. Возможно, оговорить минимально необходимый
функционал тех или иных сервисов и модулей сайта, принципов как они должны
работать и что обеспечивать. В результате может получиться своеобразное
минимально необходимое техническое задание - документ, который будет служить
основой для разработчиков сайтов.
Идея 2
Необходимо учесть на будущее технологии и форматы сервисов, с которыми сайт
должен обеспечивать полноценную работу и дополнительные функции, оговорить
протоколы обмена сайтов и баз данных сайтов госучреждений. В будущем это
обеспечит эффективное взаимодействие как небольших сайтов, так и крупных
порталов и глобальных баз данных между собой.
Идея 3
Создать мониторинговый центр, который будет отслеживать актуальность и
корректность информации, размещаемой на государственных сайтах. Также нужно
ввести ответственность непосредственно учреждения, владельца сайта, за
публикуемую информацию.
Идея 4
Создать единый телефонный номер, для получения бесплатного доступа по обычному
модему ко всем сайтам госучреждений. Таким образом, населению, даже
малообеспеченному, будут доступны государственные услуги и информация,
размещаемая на сайтах госучреждений и совершенно бесплатно. А правительство
может вести учет подключающихся к данной услуге и оценивать интерес населения к
сайтам госучреждений.
Идея 5
Разработать стандарты безопасности сайтов госучреждений. На популярных
казахстанских форумах уже заметны высказывания о том, что многие сайты важнейших
правительственных департаментов подвержены взлому распространенным уязвимостям.
Эти уязвимости необходимо изначально закрывать и своевременно устранять в
процессе работы сайта.
Идея 6
Ограничить использование бесплатных CMS, типа phpNuke, DataLife и т.п., в
качестве систем управления госсайтов, ввиду частых попыток их взлома и наличия
множества других недостатков.
Идея 7
Провести исследование и анализ всех существующих сайтов органов власти и
государственных предприятий по множеству параметров и критериев, как например,
открытость госучреждения, полнота публикуемой информации, удобство навигации и
поиска информации, скорость получения ответа на запрос. Результаты исследования
покажут недостатки, которые затем необходимо будет исправить.
Идея 8
Организовывать открытый Интернет-конкурс. По аналогии с известным AWARD, только
среди сайтов государственных органов. Такие конкурсы помогут выявить недостатки
сайтов и порталов органов власти. Кроме того, это сделает государственные
учреждения более открытыми для интернет-пользователей и населения.
Идея 9
Доработать так называемые «виртуальные приемные» сайтов, чтобы сообщение,
посылаемое посетителем с сайта госучреждения, отправлялось ответственному
сотруднику, а также самому посетителю с уникальным кодом, датой и временем
отправки. Такое сообщение позволит затем обжаловать задержавшиеся ответы и
увеличить ответственность сотрудников госорганов.
Идея 10
Создать дата-центр с широким каналом в Интернет на базе надежного серверного
оборудования и программного обеспечения для предоставления всем госучреждениям
бесплатного размещения их сайтов - хостинга. Кроме уменьшения затрат самих
учреждений, это должно улучшить доступность ресурсов. Социально-ориентированные
сайты и порталы могут размещаться на таком хостинге по сниженным тарифам, либо
также бесплатно. Это усилит интерес разработчиков сайтов и инициативных
личностей к активному наполнению Казнета полезными ресурсами.
Я уверен, что и у вас найдется немало своих идей усовершенствования
государственных сайтов и e-услуг. Надеюсь, вы их выскажите, и они найдут
применение. Информационные порталы государственных учреждений – это важнейший
инструмент общения государства с населением. Сайты органов власти нельзя пускать
на саморазвитие, им необходимо постоянное совершенствование для поддержания
надежного контакта с населением.
Будем надеяться, что государство будет принимать эффективные меры по контролю
веб-сайтов - важных ресурсов на новом, информационном, этапе становления
Казахстана. А чем больше структуры, ответственные за улучшение электронных услуг
и сервисов, будут ориентированы на интересы пользователей, тем эффективнее и
дружественнее будет работать информационный канал между государством и
населением.
Автор: Евгений Кожемяк
Сайт: https://axon.kz |